Кадр из фильма "Текст"

Осень 2019-го прошлась по российскому кинематографу тяжелой походкой. Клим Шипенко удивил неожиданно громкой и неоднозначной кинокартиной «Текст». Первые ассоциации с фильмом: злободневность, крупноформатные кадры, неполиткорректность, скандал, протест. Драма – это история о несправедливости, обиде, злости и мести. У публики возникло еще больше вопросов после просмотра кино. Главный вопрос: как создавался фильм и что осталось за кадром?

«Текст»: закулисье, фотографии со съемок и немножко скандала

Коротко пройдемся по ключевым актерам фильма. Итак, главную роль сыграл Александр Петров. Его персонаж – Илья Горюнов. Кристина Асмус, известная по телесериалу «Интерны», появилась в роли Нины Левковской. Наконец, Петра Хазина сыграл Иван Янковский.

Театр начинается с вешалки, кино – с площадки: о начале съемок

Актеры сделали откровенное признание: на площадке не было до конца понятно, получится ли реализовать задуманное. Фильм – это склейка множества мини-эпизодов. Впрочем, каждое произведение искусства – как рулетка. «Текст» – попадание в точку, в яблочко, потому что поднимает самые актуальные проблемы современности.

Кадр из "Текста"
instagram.com

Сьемки «Текста» начались зимой 2018-го. Фильм получился некомфортным и неудобным – по атмосфере, по ощущениям. Клим Шипенко, однако, в своем профиле Instagram пишет: «Очень было необычно начинать съемки такого драматичного фильма в раю». А все дело в том, что съёмки первых сцен «Текста» прошли на Мальдивах. Потом съёмочная группа переместилась в более холодный и подходящий трагичности фильма климат – в Москву и Подмосковье (Дзержинское).

В сети долгое время обсуждалось видео, опубликованное Климом Шипенко. Первый день съёмок, Мальдивы, Кристина Асмус и Иван Янковский на фоне бирюзовой воды. Режиссер не раз подчеркивал: на главные роли подбирались актеры, между которыми он увидел «искру», «химию». Впрочем, не все зрители отметили эту «химию». Под записью Клима Шипенко в Instagram появился комментарий: режиссер специально выстроил такую сцену, чтобы подогреть публику. И ход сработал. Вообще, откровенная сцена с участием Кристины Асмус и Ивана Янковского, как и реальная симпатия между актерами, – самый обсуждаемый вопрос киношного закулисья.

Кристина Асмус и Иван Янковский: откровенность на экране

Вскоре после выхода фильма на экраны, актриса ощутила последствия эпатажной картины. Откровенная сцена с участием Кристины Асмус, в которой актриса появилась полностью обнаженной, стала самой обсуждаемой деталью «Текста». Публика разделилась на два лагеря: кто-то восхищался профессионализмом Асмус, а кто-то открыто ее осуждал. Актриса решила в дальнейшем отказаться от подобных сцен. Асмус подчеркнула, что такое решение – вопрос морального выбора в жизни. Для актрисы откровенная сцена стала точкой невозврата, которая доказала, как сложно порой разделить работу и личную жизнь.

Сборы фильма "Текст"
instagram.com

Стоит ли говорить, что Асмус и Янковскому приписывали роман? В другом комментарии в том же Instagram Шипенко снова говорится о «ставке» на «сцену Асмус». Откровенные сцены сделали процесс съёмок сложным. Кристина Асмус впервые снималась в эротическом эпизоде, поэтому для нее это был настоящий стресс. Режиссер признал, что за кадром остались вырезанные – слишком интимные – сцены, не вошедшие в финальную версию «Текста».

«Сцена была снята одним кадром на телефон, поэтому – да, это честное кино. Я счастлива, что я имею к такому фильму отношение. А видя и читая реакцию людей, счастлива втройне»

Кристина Асмус

Позже, однако, появились комментарии, что актеры не касались друг друга во время той самой сцены. Тело актрисы закрывали тонкие накладки из специального материала, поэтому сцену можно считать почти целомудренной. Использовались ли дублеры? Точно нет.

«На этих накладках рисуются художниками части тела и создаётся эффект полной натуральности. А остальное – игра актёров»

Ольга Леснова (продюсер «Текста»)

Нетрадиционные приёмы съёмок «Текста»

Режиссер использовал нестандартные арт-хаусные приёмы: например, съёмка на смартфон, home-video и т. д. Уникальный факт – сцены, снятые таким образом, получились с первого же дубля. Вторая характерная черта «Текста» – импровизации. Фильм Шипенко – это настоящий джаз в кино.

Актеры "Текста" и Ургант
instagram.com

Постановка «Текста» в кино и театре

«Текст» снимался по одноименному роману Дмитрия Глуховского. Произведение само по себе тоже уникально – это первый реалистический роман автора. Здесь отсутствует апокалипсис, мутанты и прочие атрибуты фантастики. К слову сказать, и снимался «Текст» максимально «реально»: реальные люди в метро, на улицах, никакой массовки. «Текст» – это манифест настоящего, реального, живого.

«Очень много живых моментов. Всё, что снималось, снималось с реальными людьми. Никаких перекрытий в метро или на улицах Москвы. Это достаточно тяжёлый, но очень крутой опыт. И каждый съёмочный день – как будто на американских горках катаешься»

Александр Петров

Кристина Асмус
instagram.com

Роман одновременно экранизировался и ставился в театре. Кристина Асмус участвовала в обоих постановках. Это вызвало определенные сложности у актрисы, потому что ей предстояло воплотить и киношную, и театральную Нину. Разные образы главной героини, разные тексты и другие моменты вынудили Асмус отказаться от спектакля.

«Мне очень сложно во время съёмок было играть в “Тексте” и в спектакле. Это разные партнёры, разное решение героинь, разный разбор материала, даже текст зачастую разный. Я всерьёз подумываю прекратить своё участие в спектакле, потому что для меня “Текст” сложился вот здесь. Для меня Хазин – это Ваня, а Илья – это Саша. Нина мне ближе та, которую я сыграла в кино»

Кристина Асмус

Актерские перестановки в «Тексте»

Актеры, которым достались главные роли в фильме, могли сыграть совсем других персонажей. Сценарист «Текста» (он же автор романа) Дмитрий Глуховский комментировал, что изначально рассматривал на роль Петра Хазина Александра Петрова, а на роль Ильи Горюнова – Ивана Янковского. Но в итоге вышло гораздо удачнее. Горюнов – грубовато реалистичный персонаж – это целиком работа Петрова. Актер немного уменьшил субтильность образа Ильи. Янковский, наоборот, преобразовал образ главного злодея, сделал Хазина мягче. Глуховский прокомментировал, что все-таки остался доволен финальным вариантом киноверсии «Текста».

Вечерний Ургант (Асмус, Янковский)
instagram.com

«Если бы меня спросили, как бы я распределил роли, я бы взял и поменял [Петрова и Янковского] местами, потому что у меня в книге главный герой совершенно субтильный, ранимый “аленький цветочек”. Саша, конечно, своей игрой и своей личностью привнёс больше такого лобненского реализма туда»

Дмитрий Глуховский

Продюсерская работа и локации съёмок

Дмитрий Глуховский – автор книжной серии о грустной современности («Вселенная Метро-2033»). Именно атмосфера книг писателя вдохновила режиссера «Текста» снимать фильм «по-живому», с реальными локациями. Актеры и съёмочная группа передвигались по городским улицам, ездили в общественном транспорте. В итоге, они даже придумали специальный квест – «Как снять “Текст”». Александр Петров сравнивал съёмочный процесс с «катанием на американских горках».

Съемочная группа "Текста"
instagram.com

«Ты действительно в том подъезде, где задумывал Митя свою историю, ты там живёшь уже, соседи тебе приносят пирожки, ты всех знаешь, ты со всеми здороваешься. Когда мы уезжали, жители города Дзержинского расстраивались, потому что «с вами как-то весело». Несмотря на то, что мы снимали часто по ночам, все были в курсе, что ведутся съёмки. Мы сроднились с этим городом. Огромное спасибо этим людям»

Александр Петров

Иван Янковский за кадром "Текста"
instagram.com

Продюсерская работа над «Текстом» оказалась поистине героическим трудом. Киноиндустрия – это бизнес, каждые съёмки – это риск. Создатели картины назвали свое творение арт-мейнстримом. Если бы «Текст» и не оправдал ожиданий, то все равно создал бы нужный резонанс в обществе. Фильм вышел таким же острым, как и фамилия режиссера. Клим Шипенко не зря никогда не желает приятного просмотра, потому что просмотр будет неприятным. А приятными ли были съёмки? Кстати, Кристина Асмус отмечала минимальную работу костюмеров, гримеров и операторов. По крайней мере, на Мальдивах съёмки прошли «в перерывах между загоранием и игристым».

Бэкстейдж фильма «Текст» (2019) обновлено: 3 февраля, 2020 автором: Богдана Носенок
Не пропустите самое важное в "Google Новостях" от E-W-E.RU
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Вверх