Гладиаторы Рима: правда и ничего кроме правды

История гладиаторов Рима началась в 264 году до н. э., то есть, более чем за 300 лет до строительства знаменитого римского Колизея. Дело было так… Из числа 22 фракийских военнопленных были отобраны полдюжины сохранивших бодрость духа бойцов, которых в кандалах отвели на городской скотоводческий рынок и заперли в заполненном скелетами домашних животных сарае. Утром пленные были хорошо накормлены и напоены молодым виноградным вином, раскованы, после чего их  разбили на три пары, разделили, и велели ждать. Вскоре им выдали боевые гладиусы и объяснили, что дуэты поочередно будут выходить на главную рыночную площадь и сражаться. Сражаться по-настоящему — насмерть.

схватка гладиаторов
источник: history.com

Таких гладиаторов с статусом «быстрых» смертников позже назовут ноксиями (noxii) – в их число входили приговоренные к смерти военнопленные, уголовные преступники либо иноверцы-христиане. В первом бою, однако, трем победителям пар была обещана – и в итоге предоставлена – свобода. Когда патриции заняли свои места и площадь заполнилась городскими зеваками, дверь сарая со скрипом отворилась, и перед публикой предстала первая пара смертников — два бойца в набедренных повязках, вооруженные мечами. Именно таким образом консул Децим Брут Скева почтил память своего скончавшегося девять дней назад папы.

река Стикс
источник: RiverStyx

Ничего странного в таких «проводах» не было, поскольку религия римлян покоилась на их святой вере в загробную жизнь. Они полагали, что человеческие жертвы на похоронах умиротворят богов и обеспечат плавный переход усопшего в загробную жизнь. Обычай жертвовать пленных на могилах павших римских воинов был принят римлянами задолго до первого гладиаторского поединка. Церемонии, связанные с похоронами, продолжались в течение девяти дней. Жертвенная церемония, запланированная на последний, девятый, день обозначалась термином «минус». На жертвенных церемониях специальные рабы или слуги присутствовали в костюме римского бога загробной жизни Харона. В римской языческой религии (мифологии) Харон якобы переправлял покойников через «реку мертвых» — Стикс, и исполнявший роль Харона человек символически уносил тела умерщвлённых жертв.

бог смерти Харон
источник: i.pinimg

Позже символика была перенесена на амфитеатры Статилий Телец, Колизей и на другие гладиаторские арены. Выволакиваемых длинными крючьями с арены мертвых гладиаторов неизменно сопровождала зловещая фигура, изображающая Харона (его образ вы видите чуть выше).

Первые шесть гладиаторов по своему типу являлись бустуариями (не путать с бестиариями). То есть,  смертниками, которые должны были сражался на похоронах выдающихся римлян в парах, причем обязательно до наступления смерти одного из гладиаторов. Таких смертников, как уже было сказано, называли еще ноксиями.

История римских гладиаторов

Самое время разобраться с термином «гладиатор». Гладиус (Gladius), о котором мы уже упоминали, с латыни переводится просто – меч. Полное изначальное название орудия убийства – Gladius Hispaniensis или «Испанский меч». У покоренных народов римляне не стеснялись заимствовать лучшие виды оружия, внося в них по мере необходимости изменения.

Гладиус с деревянной ручкой
источник: cdn.shopify

Знаменитым римским мечом Gladius Hispanus (см. выше) стал вскоре после Второй Пунической войны (около 200 г. до н.э.). На 300 лет слово «гладиус» стало общим для мечей всех типов, пока – к концу второго века нашей эры – гладиус не был вытеснен фирменным римским мечом «спата» (см. ниже), которым с конца I века н. э. вооружались римские легионеры и гладиаторы (начиная с эпохи Колизея вплоть до конца IV века).

меч "Спата" с черными ножными
источник: wholesaleblades

Гладиус представлял собой 60-ти сантиметровый прямой клинок, немного расширявшийся к рукояти. Обоюдоострый клинок и коническое острие делали его незаменимым не только на полях сражений, но и на аренах амфитеатров. В честь гладиуса – гладиаторами – и были названы первые сражавшиеся на этих аренах пленники и смертники. Гладиус обладал прочной удобной рукоятью (капулой), часто – с выступами для пальцев. Однако у гладиуса был один серьёзный недостаток, устраненный позже у спаты. Скользивший по лезвию гладиуса меч противника, не встречая препятствий, часто серьёзно ранил кисть фехтовальщика и даже отсекал его пальцы. На спате мы уже видим дугообразную гарду (изогнутая дужка между лезвием и рукоятью – см. выше), надежно защищавшую кисть от увечий. Кстати, подробнее о мечах и их разновидностях  можно почитать в одном из материалов нашего издания «Легендарные мечи: на стыке фактов и мифов».

На лезвиях принадлежавших римской знати мечей частенько гравировались имена их владельцев. Из гладиаторов гладиусами пользовались самниты, гапломахи, секуторы, мирмиллоны и другие представители класса т. н. тяжелых гладиаторов (о классификации гладиаторов будет сказано ниже).

два гладиатора
источник: s2.thingpic

Первое гладиаторское шоу оказалось настолько успешным, что римские аристократы идею консула тут же прихватиз расширили и углубили. Надо сказать, что патриции-организаторы гладиаторских представлений пользовались у тосковавшей по ярким зрелищам римской публики огромным уважением – быстро росло их политическое влияние и социальная роль. Сначала гладиаторские бои проходили на площадях и пустырях, затем гладиаторы перебрались на небольшие деревянные арены, после чего появлялись новые вместительные амфитеатры. Вместе с этим были созданы специализированные гладиаторские «академии», обеспечивавшие будущим гладиаторам отличную боевую подготовку.

Постепенно благородный мифологизированный ритуал превратился в крупный по тем временам шоу-бизнес. На исход гладиаторских боёв ставили огромные суммы. Богатые римляне вкладывали в гладиаторов целые семейные состояния, многие патриции обзавелись приватными труппами бойцов. В представлении, организованном Юлием Цезарем после смерти дочери Юлии, сражались 320 гладиаторских пар – все они являлись движимым имуществом Цезаря. Гладиаторов на первых порах набирали исключительно из числа рабов, преступников и военнопленных. Некоторые из них были приговорены римскими судами к «damnati ad gladium», что означало «смерть от меча». На практике приговорённые должны были сражаться до тех пор, пока их на арене не убивали (иначе их просто казнили бы – выбора не было). Естественно, такие смертники (ноксии) были закованы в кандалы и находились под постоянной строгой охраной. Контролируемые видными гражданами Рима группы бойцов постепенно выходили из-под контроля государства; появилась опасность использования таких групп в качестве частных армий (как сказали бы сегодня – в качестве ЧВК).

битва гладиаторов на арене
источник: i.ytimg

На исходе республиканской эпохи Сенат принимает законы, устанавливающие контроль над всем, что связано с гладиаторами и их владельцами. По этим законам римские суды получают право отправлять преступников (которых ранее приговаривали к смерти) не на эшафот, а в республиканские гладиаторские школы – в качестве ноксиев. Пришедшая на смену республике Римская империя приступает к строительству огромных каменных амфитеатров с фантастической инфраструктурой (к которой футбольные стадионы приблизились только в текущем веке). Первый такой  амфитеатр – Статилия Тельца – был построен еще в 29 году до н. э. В 80 году н. э. флавианской семьей императоров (Веспасианом, Титом и Домицианом) было закончено восьмилетнее строительство массивного Колизея (изначально он назывался амфитеатром Флавиев). Чтобы зрители не опаздывали к началу представления, для первых 50 000 зрителей вход был сделан бесплатным, а вот 30 000 «опоздавших» обязаны были покупать билеты (Колизей вмешал 80 000 зрителей). Стоимость билета была копеечной – от одного до нескольких серебряных систерций.

Колизей во времена ранней Римской империи - картина художника
источник: italyprivatetours

Популярность гладиаторов была столь велика, что на арену пожаловали даже некоторые римские императоры, о чем будет сказано ниже. Нечего и говорить, что в гладиаторы записывались многие свободные граждане Рима. Кто-то был отставным легионером и ничего другого делать не умел, другие жаждали славы, третьи нуждались в средствах для приобретения виллы или даже для погашения долгов. Свободные гладиаторы назывались аукториати/auctorati. Им разрешалось принимать любые подарки и вознаграждения, которые они получали по итогам своих выступлений. В гладиаторских школах новичок-аукториати (или novicius) давал клятву (sacramentum gladiatorium) и заключал юридическое соглашение (auctoramentum), согласно которому за малейшее неповиновение его могли избить, изувечить или даже убить. Взамен новобранец получал солидные «подъёмные» в размере годовой зарплаты римского рядового легионера (около 600 систерций или порядка 25 кг очищенной соли).

Школы гладиаторов

Историки подсчитали, что в Римской империи насчитывалось более 100 гладиаторских школ – от грандиозных до крошечных (школа в Равенне насчитывала от 15 до 20 гладиаторов-конников). Римские школы гладиаторов служили одновременно казармами, в которых гладиаторы тренировались и проводили время между боями. Лучшими в империи считались четыре римские гладиаторские школы.

  • Большая Гладиаторская Школа (Ludus Magnus) — её развалины вы видите ниже. По центру идет ряд камер, в которых попарно жили гладиаторы.
развалины Большой Гладиаторской Школы
источник: Ludus_magnus_Rome
  • Школа Бестиариев (Ludus Matutinus);
  • Галльская Школа (Ludus Gallicus);
  • Дакийская Школа (Ludus Dacicus).

Последние три школы (точнее, их руины), к сожалению, не сохранились. Ниже на схеме вы видите Колизей (K) и две школы — Ludus Magnus (1) и Ludus Matutinus (2).

Колизей и школы гладиаторов
источник: colosseumrometickets

Все римские школы были построены по приказу императора Домициана (правил с 81 г. по 96 г. н.э.) вскоре после того, как в 80 г. н. э. было завершено строительство Колизея (свидетелями резни в котором в разное время стали 42 римских императора).

Под Колизеем было прорыто в общей сложности около 8 километров хорошо оборудованных широких тоннелей, которые соединяли с ареной Колизея Большую Гладиаторскую Школу, Школу Бестиариев (из которой на арену по тоннелю доставляли животных), императорский дворец (на склоне Селианского холма), Санариум (госпиталь для раненых гладиаторов), Сполиариум (морг) и Армаментариум (оружейный склад). Тоннель от Большой Гладиаторской Школы (Ludus Magnus) вел к Воротам Жизни Колизея (о них будет сказано ниже). Под ареной Школы Бестиариев (см. выше) можно видеть множество каменных отсеков, в которых содержались хищники и другие животные.

Туннели для гладиаторов и животных сооружали не для красоты. «Подземка» исключала бегство гладиаторов на их пути к арене и одновременно защищали их от толпы в случае, если бы они следовали к местам боёв по улицам Рима. То же касается и диких животных. Соединявший Колизей с императорским дворцом тоннель почти 3-х километровой длины (с ответвлениями) назывался «Пассажо ди Коммодо» – в честь императора-гладиатора Коммода, по приказу которого этот тоннель был построен. Мраморные стены тоннеля были украшены красивыми мозаичными фресками, сверху были оборудованы окна, в которые проникал дневной свет. Впоследствии тоннельная сеть была почти полностью разрушена временем и варварами, остались лишь небольшие ее фрагменты (ниже вы видите одно из сохранившихся мозаичных панно).

римская мозаика с изображением гладиаторов
источник: upload.wikimedia

Первые римские гладиаторы, о чём уже упоминалось, были военнопленными, и получили свои «звания» в строгом соответствии со своими этническими корнями – самниты, фракийцы, галлы, германцы и так далее. Две школы из четырех были названы соответственно: Ludus Gallicus – школа для галльских гладиаторов, Ludus Dacicus – для дакийских (жители Дакии принадлежат к группе фракийских народов). Две эти школы гладиаторов также находились в непосредственной близости от Колизея, но соединены с ним тоннелями не были.

В каждой школе была оборудована копия арены Колизея уменьшенного размера (они хорошо видны на схеме – см. выше). Арены были окружены трибунами, самая большая из которых – в Большой Гладиаторской Школе – вмещала 3 000 зрителей. Когда в Колизее не проводились гладиаторские бои, многие римские зеваки приходили в школы поглазеть на тренировки гладиаторов. Арена являлась центром школьного комплекса. Гладиаторы спали в камерах, рассчитанных на одного или на два человека. На заднем дворе были оборудованы помещения для школьного персонала и учебного реквизита, бани, столовые, кухни и другие хозяйственные блоки.

школа гладиаторов - двор
источник: Ludus

Гладиаторы Школы Бестиариев (Ludus Matutinus) стояли особняком, так как специализировались на борьбе с дикими и экзотическими животными. Название школы – Ludus matutinus (Утренняя школа) – происходит от латинского слова matutinus, означающего «утро»; именно по утрам в дни боёв планировались сражения гладиаторов с дикими зверями.

два гладиатора против тигра
источник: gladiatorsfightanimals

Выпускниками школы являлись два типа гладиаторов: бестиарии/bestiarii и венаторы/venatores. Те и другие обстреливали зверей из луков и забрасывали их венабулумами — деревянными копьями двухметровой длины с острыми железными наконечниками. Использовались также плумбаты, пилумы и румексы – разновидности копий разной длины с разными типами наконечников.

хищников сгоняют с арены амфитеатра
источник: holsta.net

Хищников, правда, уничтожали не всех — часть их загонялась в клетки для последующих представлений. Венаторов также использовали в качестве дрессировщиков животных, которые впоследствии выступали как в амфитеатрах, так и в цирках империи. Венаторы имели на арене убежище – небольшую клетку (бегство в которую освистывалось негодующей публикой), тогда как бестиарии сражались с львами, медведями, тиграми, крокодилами, пантерами и другими хищниками без дураков — укрыться им было негде.

схватка гладиатора со львом
источник: i.pinimg

Различие состояло еще и в том, что бестиарии вели свою охоту как пешком, так и на лошадях. Иногда к бестиариям (когда зверей оставалось немного) по ходу представления присоединялись императоры, желавшие блеснуть перед народом Рима отвагой и мастерством (император Коммод, например, любил расстреливать животных из лука прямо из императорской ложи).

тигр и гладиатор
источник: i.gifer

Каждая группа бестиариев разрабатывала свою фирменную тактику и стратегию борьбы со стаей голодных разъярённых зверей. В первую очередь они старались любой ценой (1-2 человеческие жизни — цена в таких условиях приемлемая) ликвидировать потенциального вожака стаи, подавляя тем самым агрессию остальных хищников.

Для полноты впечатлений желающие могут посмотреть размещенный чуть ниже ролик “Животные-гладиаторы”. Материал, к сожалению, грешит многими неточностями (так, бестиариев называют венаторами, тогда как о бестиариях авторы фильма каким-то непостижимым образом умудрились даже не упомянуть). Тем не менее, более полнометражная живая картинка и десяток-другой интересных деталей дополнят впечатления.




Самой маленькой школой Рима была Галльская Школа (Ludus Gallicus), что понятно: здесь обучали немногих бойцов, которым предстояло сражаться в тяжелых доспехах, например, гапломахов. Чтобы школа не пустовала, туда со временем перевели умеренно вооруженных и защищенных достаточно тяжелыми доспехами весовых «середняков».

Дакийская школа (Ludus Dacicus) была построена недалеко от терм Траяна в Риме. Обучавшиеся в ней фракийские гладиаторы (фраки) использовали самый распространенный тип дакийского меча, называемый сика/sica – с коротким, сильно изогнутым лезвием длиной 45-50 см.

Большая Гладиаторская Школа (Ludus Magnus) по площади была самой большой из всех школ Рима (хотя по числу «студентов» была примерно равна Школе Бестиариев). Гладиаторам, которые должны были сражаться в том числе и на колесницах, для тренировок требовалось много места. Коме того, в Ludus Magnus проходили обучение катерварии/Catervarii — гладиаторы, сражавшиеся не в парах, а в составе групп (иногда смешанных, вкл. всадников).

группа сражающихся катервариев
источник: zone1—ibizaspotlightsl

Когда новобранец (novicius) из числа свободных граждан поступал в одну из школ, его оценивала комиссия в составе ланисты (директора школы), врача и инструктора. Претендент проходил тщательный медосмотр, оценивалось его общее физическое состояние. Непривлекательные внешне пузатые и прыщавые мужчины сразу отправлялись домой – зрителям нравились красивые лицом и статные фигурой бойцы. Если же novicius признавался годным к строевой, оценивались его физические параметры и принималось решение, к какому типу гладиатора его следует отнести. Работавшие в школах инструкторы (т. н. Gladiator Training – чаще всего гладиаторы на пенсии) специализировались на определенных стилях боя и вооружения.

Когда novicius заканчивал подготовку и был готов сражаться на арене, он получал прозвище Tirones gladiatores или просто Tiro/Тиро. Гладиатор, сражавшийся в своем первом публичном бою, именно так и назывался – Тиро. На лице, ногах и руках несвободного тиро, чтобы он не сбежал в канун дебюта, наносили крупное грубое клеймо (эта практика была запрещена императором Константином только в 325 году н. э.).

школа гладиаторов
источник: nationalgeographic

Выжившие в первом бою гладиаторы сразу же получали титул «ветеран» (Veterani). Рудиарии являлись гладиаторами элитного типа (чаще всего получившими титул Gladiator Training – см. ниже). Так назывались заслуженные ветераны из числа рабов или пленных, которым был вручен символ освобождения – деревянный меч рудис, но которые решили продолжать сражаться в гладиаторских боях. Условия жизни поступивших в гладиаторы свободных граждан были намного лучше, чем у гладиаторов-призывников. Им разрешалось покидать школы и казармы, что, впрочем, они делали нечасто, поскольку от уровня подготовки бойца напрямую зависела его жизнь.

Подготовка гладиаторов

Режим тренировок был необычайно строгим и интенсивным – выходных не было. Тренировки были трехразовыми, одно из занятий (вечернее) было теоретическим. Лучшие из лучших оказывались на вершине гладиаторской иерархии. Тренировались «студенты» с использованием вкопанных в землю двухметровых столбов (palus). Лучшие бойцы были известны, как primus palus (первый столб), вторым присваивался титул secundus palus и так далее. Каждый хотел получить наивысший уровень квалификации – Gladiator Training, который позволял претендовать на должность освобожденного от необходимости сражаться насмерть инструктора школы.

Обучение гладиатора
источник: images—wixmp

Деревянные мечи (палусы, не путать с рудисами), используемые во время тренировок, за счет свинцовых накладок часто весили в полтора-два раза больше, чем боевые мечи. Это делалось для наращивания гладиаторами мышечной массы и облегчало фехтование боевым оружием во время сражений на арене.

гладиаторские занятия
i.ytimg

Использовался разнообразный тренировочный реквизит, например, манекен со щитом в одной «руке» и болтающейся во все стороны палицей – в другой (см. выше). При ударе по щиту манекен начинал вращаться и грозил изувечить «студента» тяжелой, усыпанной острыми длинными шипами, палицей. Особое место занимало обучение умению наносить удары противнику не только мечом, но щитом, руками, ногами и даже головой. В фильме С. Кубрика “Спартак” (см. выше) тренировочный процесс в целом показан верно. Правда, не совсем понятно, зачем на прямоугольную тренировочную площадку авторы фильма втащили огромный — на четверть площадки — угол кухни (с постоянно работающими там женщинами). Ниже показана выполненная историками реконструкция тренировочной площадки гладиаторской школы в Капуе (в которой содержался Спартак).

занятия в школе гладиаторов
источник: i.pinimg.com

Высококвалифицированные бойцы были дорогим товаром, и к ним относились бережно и с большим вниманием. По римским (да и по нынешним тоже) стандартам гладиаторов превосходно кормили. Все они получали отличное по тем временам медицинское обслуживание. Далеко не все знают, что большинство гладиаторов выходили на арену не более 3-4 раз в год. За каждый выход на арену бойцам хорошо платили (примерно годовое жалование квалифицированного римского каменщика), и к самым успешным бойцам в Риме относились примерно так же, как к современным кинозвёздам.

плакат с прославлением гладиаторов
источник: i.downloadatoz

В пределах одной школы между гладиаторами существовали крепкие связи несмотря на то, что их могли заставить убивать друг друга. Особенно сплочены были мирмиллоны и велиты, вынужденные сражаться в группах и жившие по сути большими дружными семьями. Обученные гладиаторы со стажем вступали в ассоциации, называемые коллегиями. Коллегия обеспечивала надлежащее захоронение в случае смерти гладиатора, а также выплату семьям погибших крупных денежных компенсаций. Некоторые не свободные гладиаторы-ветераны получали право жениться, иметь детей и даже оставлять наследства своим семьям. Мало того, ветераны и рудиарии могли иметь рабов, и многие их имели. Школы гладиаторов были практически во всех крупных италийских городах империи (в Равенне, Арреции, Помпеях, Беневенте, Остии и т.д.).

тренировка гладиатора
источник: i.makeagif

Одной из самых известных была упомянутая выше гладиаторская школа ланисты Лентула Батиата в Капуе, где обучался Спартак.

Жизнь гладиатора

Тренировочный процесс был спланирован таким образом, чтобы прежде всего вывести новичка на пик физической формы. Первоначальное обучение не было связано с использованием реального оружия. Использовались деревянные тренировочные мечи – рудисы (см. ниже). Гладиаторы, сражавшиеся в закрытых шлемах и тяжелых доспехах, были медлительными, неповоротливыми и «полуслепыми». Их обучение, естественно, требовало совсем иных методик, чем приёмы, при помощи которых готовили легко вооруженных – быстрых, легких и «глазастых» – бойцов. Различные типы гладиаторов требовали индивидуальной подготовки и соответствующих специалистов (тренеров по тактике боя, технике фехтования, по физической и психологической подготовке).

деревянный меч рудис
источник: twwcdn

Жизнь гладиатора началась в пять часов утра. Камеры разблокировались, и их обитатели отправились в столовую завтракать. Во время приема пищи соблюдалась строгая дисциплина; гладиаторам строго-настрого запрещалось разговаривать за столом. Кроме того, во избежание эксцессов в свободное от тренировок время несвободные призывники были закованы в кандалы. Тем не менее, новичков кормили особенно интенсивно, их рацион предусматривал высокое содержание белка.

Питание было трехразовым – завтрак (в 5 часов утра), обед (в полдень) и ужин (в 7 часов вечера после теоретических занятий). Рацион обычного гладиатора состоял из густых супов, мяса, рыбы, хлеба, круп, овощей, ячменя, фруктов и сухофруктов, сыра, козьего молока, яиц и оливкового масла. Пить им разрешалось только воду либо (редко) свежеотжатые овощные и фруктовые соки.

римские воины в продуктовом складе
источник: romeacrosseurope

Гладиаторам часто делали массаж, они ежедневно принимали горячие и холодные ванны (гладиаторы римских школ регулярно посещали находившиеся напротив Колизея термы Каракаллы – см. ниже ). Поскольку учащиеся школ вынуждены были жить в относительной тесноте, медики делали всё, чтобы свести риск распространения инфекционных заболеваний к минимуму. С точки зрения организации быта и уровня потребления жизнь гладиатора превосходила жизнь многих плебеев – свободных граждан Рима.

термы Каракаллы в Риме
источник: Terme-di-Caracalla

Чтобы как-то разбавить скучное однообразие школьной жизни, гладиаторам время от времени предоставлялись женщины. Обычно это были работавшие на кухнях и в школьных столовых рабыни. Кто кому предназначался, решали инструктора или даже охранники школы. К самыми успешными гладиаторам, о чем уже говорилось, относились, как с современными голливудскими кинозвёздами. Существуй в те времена телевидение, гладиаторы не сходили бы с телевизионных экранов (ими, вероятно, была бы заполнена нынешняя Госдума).

Смерть гладиатора

За день до боёв для гладиаторов организовывался пышный публичный банкет – т. н. coena libera. Во время банкета гладиаторы развлекались и веселились, как в последний раз в жизни – через сутки у Ворот Смерти кого-то из них наверняка поджидал Харон. Как встречать свой последний час, гладиаторов учили в школе. Они должны были умирать с достоинством, честью и без нытья. Чтобы подготовить гладиатора к последнему в его жизни событию, смерть гладиатора была предельно ритуализирована. Так, побежденный гладиатор, которому было отказано в помиловании, должен был смиренно преклонить колени, нагнуть голову и мужественно принять смерть. Чаще всего победитель предлагал поверженному своё оружие, чтобы тот покончил никчемную жизнь самоубийством. Если у того недоставало для этого мужества, победитель сам наносил удар мечом через шею или лопатку в сердце побежденного гладиатора. В некоторых случаях при помощи пугио (кинжала) наносился удар в шею (в область сонной артерии). Такая ритуальная смерть, похожая на забой барана, получила название люгулатио/Iugulatio. Ниже вы видите секутора, одержавшего победу над фраком и ожидающего решения коллективного «жюри».

поверженный гладиатор
источник: wordpress.com

Тяжело раненные и изувеченные, но все еще живые гладиаторы поступали в распоряжение исполнявшего роль Харона дипломированного специалиста, который после короткого ритуала наносил доходяге смертельный удар по голове мощным молотом. Тела павших гладиаторов под весёлые звуки трубного оркестра через Врата Смерти/Porta Libitinensis выволакивались крюками с арены (название Porta Libitinensis происходит от имени римской богини похорон Либитины). В конечном итоге трупы гладиаторов доставлялись в морг амфитеатра — Сполиариум. Но крючьями с арены уволакивали не всех. Убитых свободных и ставших свободными гладиаторов – Auctorati, ветеранов и рудиариев — выносили с поля боя на красивых носилках. За кулисами проверяли, действительно ли гладиатор мертв. Чтобы убедиться в этом, к животам убитых бойцов плотно прижимали раскаленную докрасна металлическую скобу. Если гладиатор начинал орать — «Что же ты, скотина, с живым человеком делаешь!?» — его отправляли в Санариум (госпиталь для раненых гладиаторов). Если не реагировал, тело отправляли в Сполиариум (морг амфитеатра).

барельеф с изображением 4 гладиаторов
источник: thoughtco

Тело павшего гладиатора утилизировалось в зависимости от его статуса. Тела ноксий (приговоренных к смерти) в соответствии с традиционным римским методом «захоронения» тел казненных преступников попросту выбрасывались в Тибр. А вот других гладиаторов часто хоронили с почестями либо гладиаторские профсоюзы (коллегии), либо друзья/родственники. Некоторые историки полагают, что телами павших ноксий подкармливали хищников-гладиаторов, что вполне могло быть. Привыкшие к человеческому мясу животные на арене проявляли повышенную агрессию по отношению к противостоящим им людям.

Знаменитые гладиаторы

Здесь мы видим довольно пеструю смесь. Самым, пожалуй, известным из всех гладиаторов был Спартак (ок. 109 г. до н. э. — 71 г. до н. э.), захваченный римлянами в одном из сражений в плен и в качестве раба проданный в конце концов ланисте Лентулу Батиату.

бюст Коммода
источник: commodus

На второе место можно с полным основанием поставить императора-гладиатора Коммода (правил 177—192 гг. н.э.), который в интервью не раз заявлял, что вышел победителем в тысяче боёв. Цифра неимоверно раздута; ведь если верить Коммоду, получается, что на протяжении всего своего 15-летнего правления на арене он появлялся чаще одного раза  в неделю (чего не могло быть даже по чисто техническим причинам). С другой стороны, хорошо известно, что Коммод действительно регулярно принимал участие в гладиаторских сражениях, и делал это успешно. Он даже издал указ, согласно которому все его бои должны были вноситься в официальные хронологические анналы, и о них должно было объявляться на всех римских перекрестках. Известно, что чаще всего Коммод выступал в роли бестиария — охотника на диких зверей (выше вы видите императорский бюст с пастью льва на голове, что свидетельствует о его пристрастии). Время от времени помешанный на львах Коммод сражался и в качестве секутора, вооруженного спатой, голову которого защищал круглый, плотно прилегающий бронзовый шлем с высоким морским гребнем. Левая нога и правая рука секутора были хорошо защищены маникой из бронзы или грубой буйволовой кожи. Секуторы были оснащены большим прямоугольным полуцилиндрическим щитом (скутумом), хотя на иллюстрации ниже секутор почему-то оснащен круглым цетратом либо пармулой (см. ниже). Одет секутор был в некое подобие легкой туники и сандалии (по желанию любой гладиатор мог сражаться босиком). В паре секутору (так же, как и мирмиллону) по римской гладиаторской классике противостоял ретиарий (лат. Retiarii – «человек-сеть»). Легкий, подвижный, практически не защищенный доспехами ретиарий был вооружен рыбацкой сетью, нептуновским тризубом и кинжалом.

схватка секутора с ретиарием
источник: qph.fs.quoracdn

Проигрывая секутору, гапломаху или мирмиллону в вооружении и оснащенности, ретиарий имел солидное преимущество в ловкости, мобильности и скорости.

Правда, Коммод, как утверждают многие историки, сражался в основном с инвалидами или с новичками-дилетантами. При этом он не был каким-то уникальным исключением; на арене, как свидетельствуют историки, сражались такие римские императоры, как Калигула, Тит, Адриан, Каракалла, Гета и Дидий Юлиан.

Некоторые гладиаторы стали известны благодаря сохранившимся эпитафиям на их надгробиях. Так, одним из самых знаменитых гладиаторов Рима был всеобщий любимец мирмиллон Фламма. Он отказался от свободы и остался гладиатором даже после того, как ему четыре раза вручали символ освобождения – деревянный меч рудис (между тем для получения полной свободы гладиатору достаточно было получить один рудис). На надгробии Фламма содержится следующая надпись: «Фламма, инструктор, прожил 30 лет. Сражался 34 раза, выиграл 21 раз, 9 раз сражался вничью и 4 раза победил сирийца». Под сирийцем, видимо, имеется в виду димахер (см. ниже). Выходит, роковым для дожившего до 30 лет отважного фракийца стал 35-й поединок, тогда как первый рудис вручался гладиатору после его 12-го подряд успешного боя (и далее после каждой последующей серии из 6 побед кряду).

надгробие гладиатора
источник: ancientrome

До нас дошли имена других великих гладиаторов, например, Приска и Веруса. Когда они сошлись в паре, состоялся, быть может, самый знаменитый гладиаторский поединок во всей истории Рима. Продолжавшийся около получаса красивый и интенсивный бой (в ходе которого оба получили по несколько ранений) закончился неожиданно: в какой-то момент истощенные до предела бойцы одновременно, не сговариваясь, признали своё поражение. Присутствовавший на трибуне император Тит приказал тут же выдать им по рудису и открыть для их ухода с арены Врата Жизни.

два гладиатора
источник: cs3.livemaster

Известны также имена великих гладиаторов Спикула, Рутубы, Манутиуса, Триумфа и Тетрайда. Аукториати (свободный гладиатор) Марк Аттилий поверг считавшегося непобедимым великого мирмиллона Хиларуса (любимчика Нерона), который до этого одержал на арене 13 подряд гладиаторских побед. Вскоре Марк Аттилий отправил к Харону и Рация Феликса, 12—ти кратного триумфатора Колизея. На обнаруженной в 2007 году мозаика (развалины термы в Вилле-деи-Квинтили) изображен знаменитый ретиарий Монтан.

Гладиаторы воспевались в «соцсетях» того времени – в виде граффити на стенах римских домов и даже не стенах столичных общественных туалетов. Сохранились такие надписи, как, например: «Ретиарий Крескенс покорил сердца всех девушек Рима» или «Фракиец Калад заставляет вздыхать женщин». Единственная газета (ежемесячная), которая издавалась в Риме того времени, называлась «Гладиатор» (правда, при тираже в 350 экземпляров купить ее могли немногие). Зато многие богатые римские матроны обзаводились любовниками—гладиаторами и страшно гордились своей удачей. Кстати, мать императора-гладиатора Коммода была влюблена в невольника-гладиатора Мартиана. Из соскобленного в термах с тел гладиаторов жира, пота и частичек кожи римские парфюмеры изготавливали благовония, за которыми охотились все римские красавицы.

Представление о гладиаторах, как о полуголодных, грязных и нищих рабах, обреченных на скорую смерть, при более пристальном изучении вопроса оказывается очередным мифом.

Язык арены

Гладиаторы использовали свой строгий язык жестов и символов (этому их тоже обучали в школах), при помощи которых общались с публикой и лицами, от которых зависела их жизнь. Вот некоторые из них — наиболее часто употребляемые.

Миссис. Признавший своё поражение гладиатор имел право просить мунерариуса (администратора данного шоу) прекратить бой с сохранением ему жизни. В этом случае публика права голоса была лишена – окончательное решение принимал император. Выбрасывая вперед руку  с открытой вверх ладонью, император даровал гладиатору жизнь, сжатая же в кулаке ладонь означала смертный приговор.   В случае, если победитель убивал своего поверженного противника до того, как император давал на это разрешение, убийца превращался в ноксия, поскольку в амфитеатре только император имел право приговорить человека к смерти.

Синус. В этой опции правило «миссис» не работало. Некоторые поединки были заранее определены в формате «синус». Это значило «без освобождения», то есть, один из гладиаторов сражался до своей собственной гибели. Это был приговоренный к смерти преступник либо военнопленный (ноксий). Если смертнику удавалось убить первого своего «палача», на арену тут же выходил второй и так далее. Был случай, когда один из умелых и выносливых смертников (имя его осталось неизвестным) был убит только шестым по счету гладиатором.

зрители амфитеатра
источник: cloudfront

Нередко ноксий сводил счеты с жизнью сразу же, как только получал в свои руки гладиаторское оружие. По сути, это была театрализованная казнь приговоренного к смерти человека, и вопрос состоял только в том, сколько душ несчастный сумеет утащить с собой на тот свет. Этот вид гладиаторских боёв неизменно приводил римскую публику в нездоровый экстаз.

Стенс. Гладиатор, который оказался обезоружен и буквально прижат к стене, но при этом устоял на ногах, имел право требовать «стенс», то есть, помилование, которое ему чаще всего предоставлялось. Здесь (в отличии от опции «миссис») право голоса имели исключительно зрители.

римская публика
источник: Pollice_Verso

Они демонстрировали либо знак поллисе версо (опущенный вниз большой палец), либо пуньяре ад дигитум – поднятый вверх большой палец. В первом случае это значило смерть, во втором — жизнь (в некоторых амфитеатрах империи за пределами Италии до II века н. э.  было наоборот).

поверженный гладиатор просит пощады
источник: fineart

Гладиатор получал поллисе версо только в случае, если во время боя вел себя трусливо или даже просто пассивно — во всех иных случаях публика, как правило, сохраняла «лузеру» жизнь.

Типы гладиаторов

Существовало около 30 типов гладиаторов, среди них до десяти тяжело вооруженных (все они имели шлемы, тяжелые доспехи и были вооружены мечами). Наиболее известные и постоянные категории тяжеловесов:

  • катафрактарии; 
  • галлусы; 
  • гапломахи; 
  • самниты;
  • секуторы; 
  • скиссоры; 
  • мирмиллоны.

Мирмиллоны дрались в дуэтах – пара против пары. В случае гибели одного бойца второй мирмиллон часто сводил счеты с жизнью, поскольку шансов устоять у него не было. А вот на вооружении скиссора, кроме классического гладио, имелось что-то похожее на когтистую лапу Фредди Крюгера.

Насчитывалось около 10 типов легко вооруженных гладиаторов, самыми известными были:

  • димахеры (гладиаторы с двумя длинными кинжалами);
  • фраки, они же фракийцы (с коротким обоюдоострым кривым мечом);
  • эсседарии (воины на колесницах, вооруженные одним кинжалом);  
  • лакерарии (вооруженные лассо и коротким кинжалом);
  • пеньярусы (вооруженные дубиной и широким щитом);
  • ретиарии (см. выше);
  • меридиани (см. фраки);
  • велиты (вооружены были только копьями, сражались в группах);
  • эквиты (всадник с легким мечом и копьем. После броска в цель копья сражались в пешем строю. Отличались фантастическим милосердием).

Вооруженные луком конные гладиаторы назывались сагиттариями. Из своих агрегатов эти ребята строчили, как из пулемётов системы “Максим” (от 15 до 20 выстрелов в минуту). Вооруженные палкой и кнутом пегниарии дрались «понарошку» в паузах между боями. Эти получали копейки; молоко за вредность им не предусматривалось, 13-я зарплата не начислялась. «Запасные игроки» в гладиаторском ремесле назывались тертиариями. Запасные выполняли три важные и серьезные функции: подменяли неожиданно заболевших гладиаторов и участвовали в парных номерах, требовавших вмешательства третьего гладиатора. Если, кроме того, случалось, что один из гладиаторов (в ходе первой же атаки) убивал своего противника, покойника тут же подменял вооруженный чаще всего двумя короткими «карфагенскими» мечами тертиарий – show must go one!

сражение группы гладиаторов
источник: newrezume

Возобновлённый поединок заканчивался смертью только в случае нанесения одним из гладиаторов смертельного удара своему противнику. Если же дело доходило до зрительского «голосования», поверженному в таких специфических условиях гладиатору, как правило, граждане Рима позволяли проживать дальше. В случае отсутствия задолженности по коммуналке — даже на прежней жилплощади. Живи, гладиатор великого Рима! И помни.

Naumachiae

Рим был настолько велик, богат и могущественен, что мог позволить себе реконструировать знаменитые морские сражения (naumachiae – «морская война» по-гречески) между имперским флотом и морскими противниками Рима. Первые навмахии  были организованы к концу первой Пунической войны (Рим против Карфагена), в ходе которой ВМФ Рима показал себя во всем своем непобедимом великолепии.

Сражавшиеся в фиктивных или смоделированных морских сражениях гладиаторы (военнопленные и/или уголовные преступники – свободных граждан Рима сюда не брали) назывались тем же корневым термином – навмахиарии.

озеро для проведения морских сражений
источник: historiaeweb

Для реконструкции морских сражений использовались реки и озера. Начало морским сражениям положил в 46 году до н. э. Юлий Цезарь, приказавший специально для этих целей создать на окраине Рима искусственное озеро длиной 600 и шириной 400 метров (позже император Клавдий для реконструкции морских сражений использовал озеро Фучине). Цезарево озеро (его реконструкцию вы видите выше) по всему периметру было окружено пятью рядами мраморных кресел для состоятельной публики (общая вместимость аква-арены составляла почти 10 000 зрителей). В боях участвовало до 3 000 моряков-гладиаторов, сражавшиеся на 12 римских военных галерах трех типов (квинкверемы, дромоны и триремы – последние вы видите ниже в двух ракурсах).

коллаж - изображение 2-х римских кораблей
контент PlayOne

Навмахиарии были одеты в соответствующие своему типу кораблей доспехи и вооружены соответствующим оружием. С навмахиариями в смоделированных «морских» баталиях сражались только другие обученные навмахиарии. Моряки-гладиаторы использовали два метода ведения боя – таран и абордаж (см. иллюстрацию ниже). В ходе сражений «язык арены» по понятным причинам не работал — навмахиарии обязаны были безжалостно убивать своих противников; раненые добивались либо попросту выбрасывались за борт, где они чаще всего тонули. Потери среди этой категории бойцов были самыми высокими среди всех групп гладиаторов – навмахиарии гибли в лучшем случае в ходе третьего или четвёртого сражения. Число галер, вовлеченных в морские сражения, постепенно увеличивалось, схватки становились всё более сложными, продолжительными, кровопролитными и зрелищными.

морское сражение в Колизее
источник: i2.wp.com

Вскоре после введения в эксплуатацию Колизея его арену попытались использовать для реконструкции морских сражений. Размеры арены (79×47 метров) и максимальная глубина водного покрова (не более двух с половиной метров), которую удалось обеспечить римским инженерам, по сравнению со специально построенными или естественными озерами, которые обычно использовались для naumachiae, были почти игрушечными. Обычные корабли  выглядели неимоверно громоздкими, кроме того, кили кораблей царапали дно или попросту «садились на мель» сразу же, как только их спускали на поверхность колизейного «моря». Выход был найден: для навмахии в Колизее римскими кораблестроителями были спроектированы и построены специальные уменьшенные галеры с плоским дном. Несмотря на все ухищрения,  колизейные навмахии (один из «морских боёв» в Колизее вы видите выше) явно уступали озерным «морским сражениям». В 95 году до н. э. (всего через 15 лет после ввода Колизея в эксплуатацию) император Домициан принял решение не проводить в Колизее навмахии в силу их невысокой зрелищности при невероятно высокой себестоимости.

Оружие, доспехи и одежда гладиатора

Пары гладиаторов комплектовались римлянами с иезуитским умыслом: одному бойцу, полуслепому тяжеловесу, быстро победить мешали тяжелые доспехи; другому, быстрому, поворотливому и глазастому, – легкая  защита и слабое вооружение.

типы римских гладиаторов
источник: Pack/Gladiator

Доспехи римских гладиаторов и их вооружение состояли из нескольких основных элементов (в зависимости от типа бойца).

  • Цетрат – легкий деревянный щит (не более 40 см. в диаметре), обтянутой воловьей кожей.
  • Пармула — маленький щит (примерно 60 см в диаметре), изготовленный из дерева и укрепленный металлическими пластинами.
  • Клипеус — большой овальный щит, которым пользовались сражавшиеся копьями конные бойцы.
  • Скутум – прямоугольный полуцилиндрический щит. Изогнутая форма скутума защищала бойца спереди и с боков. Именно скутум широко использовался в римской армии, поскольку его форма позволяла воинам плотно смыкать свои ряды в момент атаки противника. Скутум использовался в схеме тестудо (лат. черепаха) – римские легионеры окружали себя скутумами сверху и по бокам (получался своеобразный черепаший панцирь – см. ниже).
римский легион
источник: roman—legion

В гладиаторском ремесле этот вид щита использовали исключительно «тяжи» и «полутяжи» — секуторы, гапломахи, самниты, мирмиллоны и галлусыВсе типы щитов использовались не только как защитный элемент, но также для нанесения противнику чувствительных ударов (этому обучали в школах)  часто увечащих либо вышибающих из противники сознание.  

  • Маника (manicae) — щитки для рук. Маники изготавливались из толстой кожи, реже — из бронзы.
  • Фасция – щиток для левой ноги. Изготовлялся из тех же материалов, что и маника.
  • Окрея – то же, но для защиты бедра.
  • Бальтеус – пояс для меча.
  • Сингулум — широкий кожаный пояс, который должен был защищать талию гладиаторов по всей её окружности. Пояс часто был усилен металлическими пластинами. Солдаты римской армии также носили сингулум, который одновременно являлся бальтеусом.
  • Кассисы – общий термин для металлических шлемов.
  • Галея – шлем с декоративными гребнями, козырьками и прорезями для глаз. Такой шлем в разные времена одевали все типы гладиаторов, кроме ретиариев и прагенариев (см. ниже).
  • Кираса или спонья – нагрудная пластина, изготовленная из цельного куска металла или из куска толстой прочной кожи.
  • Галерус – наплечная защита гладиатора. Изготовлялась из тех же материалов, что маника и фасция.
  • Лорика хамата – бронзовая или железная кольчуга, доходящая гладиатору до бедра. Звенья лорики были соединены в горизонтальные ряды, которые затем пришивались к субармаллису.
  • Субармаллис – короткая льняная рубашка, надеваемая под кирасу, кольчугу и галерус.
  • Калкриза — бронзовая маска для лица (её позволялось использовать только заслуженным гладиаторам – ветеранам и рудиариям).
  • Гладио, позже спата — длинный прямой меч.
  • Сика – короткий изогнутый дакийский меч.
  • Кинжал типа пугио (pugio, лат.) – последней довод ретиария (когда у него выбивали трезубец и не позволяли его поднять). Лезвие кинжала было выполнено из железа или бронзы и имело грушевидную форму.
  • Ацинаци – односторонний кавалерийский меч гладиатора-всадника.
  • Хаста – общее название для копий всех типов.
  • Ланча – метательное копье длиной до 1 метра.
  • Верутум – короткое легкое копье длиной около 1,2 метра.
  • Венабулум – тяжелое копье длиной около 2 метров.
  • Пилум – тяжелое метательное копье длиной до 3 метров.
  • Плюмбат – тяжелый короткий свинцовый дротик (часто хранились в нишах скутума).
  • Лук (аркус) и стрелы (сагитты). Обычным был классический композитный аркус, склеенный из рога, дерева и сухожилий. Качественные аркусы с хорошими тяжелыми сагиттами могли прицельно поражать противника на расстоянии более 100 метров. Акрусами виртуозно владели императоры Коммод и Тит; первый, говорят, с расстояния в 40 метров попадал в глупую голову бегущего павлина.
  • Якулум – сеть ретиария.
  • Фашины – длинные металлические трезубцы (использовались ретиариями). Ниже вы видите один из таких инструментов (без сгнившего черенка), обнаруженный археологами. Удлиненный средний зуб резко увеличивал проникающую способность фашины.
тризуб ретиария
источник: i.pinimg

Многие гладиаторы демонстративно выставляли напоказ накачанный на школьных гимнастических снарядах голый торс, который в Риме считался символом стойкости и мужественности. Находившийся ниже торса символ гладиаторы чаще всего прикрывали яркой полотняной набедренной повязкой (subligaculum) юбочного покроя. В «мирные» периоды свой жизни гладиаторы носили простые туники, но в некоторых случаях одежда гладиаторов была стильной и дорогой. Модельный ряд и материалы, из которых одежда была изготовлена, ограничивались законом об императоре. Законы эти требовали соответствия бренда действительному статусу его носителя. В Риме, особенно республиканского периода, важно было не только и не столько богатство человека, сколько его социальное положение (хотя эти вещи взаимосвязаны).

одежда римлян
источник: 4.bp.blogspot

Тогу, например, имели право носить только свободные граждане Рима, при этом император был единственным , кому разрешалось носить тогу фиолетового цвета. Правда, тогу многие римляне одевали только по очень большим праздникам (а иные не одевали её ни разу в жизни), предпочитая более легкую и удобную тунику. Несвободные гладиаторы тоже могли покупать себе одежду, но только такую, которую позволял носить их статус. Даже те гладиаторы, которые в этом смысле могли себе многое позволить (рудиарии, ветераны и особенно свободные граждане), дорогую одежду одевали только по случаю банкетов (coena libera – см. выше).

Что касается обувки, то как уже было сказано, многие гладиаторы предпочитали сражались босиком, другие к бою одевали изготовленные из кожи специальные гладиаторские сандалии soleae (на снимке выше они справа; остальные две пары носили мирные римляне). В фильме С. Кубрика «Спартак» очень достоверные soleae мы видим на ногах распятого Спартака (правая пара на фото выше)Надо сказать, что ни один гражданин Рима не появился бы в то время на публике с босыми ногами – это указывало бы на крайнюю степень его нищеты. Для изготовления подошвы сандалий использовались самые толстые и долговечные виды кожи, для изготовления ремешков — более тонкая кожа. Кроме того, для повышения износостойкости изделия (раз в пять) подошва качественных сандалий обязательно покрывалась металлическими заклёпками (см. левую пару сандалий на фото чуть выше). Обычные римляне не носили носки, но гладиаторы, чтобы в бою не натирать ноги, обматывали ступни полосками тонкой кожи. Хотя, конечно, далеко не все — «носки», скорее, были исключением, чем правилом. От обуви в бою много зависело (скорость, устойчивость, маневренность), и предпочитавшие сражаться в обуви гладиаторы относились к этому вопросу с особым вниманием.

«Ave imperato morituri te salutant!»

Гладиаторские бои являлись «звездным аттракционом», на котором заодно – чуть ли не в форме веселой игры – казнили преступников. Первых христиан (как особо опасных идеологических врагов) прямо на арене Колизея распинали, сжигали и выставляли хищникам на растерзание, остальных заставляли сражаться насмерть. Римлянам нравилось вспоминать о своих великих военных победах, и гладиаторские представления (как и корабельные навмахии) часто использовались для «визуализации» конкретных сражений. Каждое выступление в Колизее планировалось с римской точностью – расписывалось, режиссировалось и синхронизировалось каждое событие, даже самое незначительное.

группа граждан Рима на площади перед Сенатом
источник: i.imgur

Гладиаторский день в Риме начинался с парадов и шествий под общим названием «помпа» (отсюда и известный термин). Парад включал шествие мунерариуса/munerarius (как сказали бы сегодня, главного продюсера шоу), музыкантов, мирных животных, акробатов, танцоров и шутов. Замыкал процессию мрачный бог загробного мира Харон с огромным молотом. Мунерариус выезжал на арену на высокой колеснице, которую тянули зебры, слоны, страусы, верблюды и иногда даже обычные лошади.

"помпа" перед началом гладиаторских боёв
источник: i.ytimg

Гладиаторы и другие участники парада были полностью проинформированы о том, что именно ожидалось. Перед тем, как в букмекерской конторе поставить на того или иного гладиатора, необходимо было хотя бы визуально оценить его состояние — участие в параде гладиаторов было обязательным. К процессии они присоединялись последними, и через Врата Жизни общая колонна выходила на арену (Врата Жизни, напомню, были соединены через подземный туннель с Великой Школой Гладиаторов, в которой бойцы всех категорий проводили ночь после банкета).

гладиатор выходит на арену
источник: i1.wp

Для придания шествию особой торжественности некоторые гладиаторы были одеты в плащи с золотой вышивкой. Затем под фанфары и громовые аплодисменты трибун в правительственную ложу входил император, за которым смиренно шествовал отряд вооруженной до зубов преторианской гвардии во главе с седеющем сенатским центурионом.

Началось шоу с религиозной церемонии и небольших ритуальных жертвоприношений. В центре арены был установлен мраморный алтарь, на котором в чаше горел огонь. В гробовой тишине следовало ритуальное посвящение Диане, Плутону и Юпитеру, причем поклонение последнему подразумевало обязательные последующие жертвы. Наиболее распространенной была жертва животного, при этом пол жертвенного животного должен был соответствовать полу божества, которому жертва приносилась.

праздник в Риме
источник: i2.wp

Светлые по окрасу животные приносились в жертву богам верхнего мира, черные – божествам мира подземного. Самым распространенным жертвенным животным являлся бык (отсюда и римская поговорка «что позволено Юпитеру…»). Церемония проводилась священниками, на которых были белые тоги с бордовым подбоем, черные сандалии с золотыми пряжками и расшитые белым золотом бордовые шарфы через плечо.

После жертвоприношения священники внимательно осматривали внутренности убитого животного, многозначительно шептались и, наконец, заявляли, что боги по-прежнему любят римский народ и желают продолжения представления (врали, конечно). Рабы быстро убирали с арены алтарь и трупы животных, и наступало время последнего торжественного ритуала. Готовые к боям гладиаторы группами проходили перед императорской ложей и хором приветствовали императора –«Ave imperato morituri te salutant!» («Идущие на смерть приветствуют тебя!»).

"Идущие на смерть приветствуют тебя"
источник: guidaturisticacampania

И действительно шли умирать… С этого момента на протяжение всего дня на арене беспрерывно лилась кровь.

Открывали программу геноцида прагенарии/praegenarii, сражавшиеся под праздничную музыку деревянными мечами и дубинками. Даже такие «вегетарианские» схватки часто заканчивались увечьями (вытекшими глазами и более серьезными ранениями), а иногда и  смертью.

Затем начиналось истребление животных с участием сначала бестиариев, а затем и венаторов. На этой стадии в шоу время от времени принимали участие императоры, стрелявшие из луков в животных прямо из своей ВИП-ложи.

Следующими выходили пары приговоренных к смерти ноксиев, и тут же вслед им на арену запускали голодных львов, тигров и леопардов. У несчастных не было даже кухонных ножей – сражаться им приходилось голыми руками и подобранными на арене случайными палками и камнями. На иллюстрации ниже в роли ноксиев выступает группа приговоренных к смерти первых римских христиан (в том числе детей). По окружности развешаны только что распятые христиане, некоторых из них горят заживо. Выбравшийся на арену лев плотоядно присматривается к еще живому «меню» – с кого бы начать. Участь этих людей ужасна…

приговоренные к смерти и хищники
источник: es.wahooart

Были случаи, когда смертники прижимались к одной из стен арены (высота которых составляла четыре метра), и при помощи подручных средств организовывали достаточно продолжительную круговую оборону. В ход шли песок, которым засыпали глаза хищников, и крупные камни, которыми смертники (иногда довольно удачно) обстреливали животных. Рано или поздно голод брал свое, и судьба ноксиев была решена. Последнему выжившему предоставлялся издевательский «шанс»: на арену ему выбрасывали щит и короткое метательное копьё – ланчу. При помощи копья  ноксий мог попытаться продержаться еще пару-другую минут, а мог быстро свести счеты с жизнью, уперев тупой конец копья в песок, а острие – в собственную грудь или в шею…

Был еще один тип смертников, которых называли андабатами. Эти несчастные обязаны были развлекать публику. Нескольким парам раздавали короткие кинжалы, плотно завязывали глаза, дополнительно одевали шлемы без отверстий (такой шлем вы видите чуть ниже), и в таком виде выпускали сражаться друг с другом в ограниченный турникетом круг диаметром 15-20 метров. Рядом с лукавым видом прогуливался Харон, который под хохот трибун раскалённым железным прутом взбадривал нерадивых. В первое время количество самоубийств андабатов прямо на арене превысило все разумные пределы. Чтобы затруднить суицид, впоследствии им выдавали затупленные кинжалы с закругленным на кончике лезвием.

шлем гладиатора
источник: catawiki.nl

После этого арена очищалась от крови, посыпалась сухим крупным песком, и на нее ступали вооруженные маленькими щитами и сиками шустрые меридиани. Этот тип гладиаторов сражался исключительно группами по 7-8 человек – группа против группы. Сражались до тех пор, пока у проигрывающей стороны в живых оставались три бойца. Но только один из них терял боеспособность (был убит либо серьезно ранен), сражение прекращалось, и все оставшиеся в живых гладиаторы уходили за кулисы зализывать раны. Военная практика римлян свидетельствовала, что, заняв активную круговую оборону, втроем можно успешно обороняться даже против восьми противников, а вдвоем – нет. Еще одно правило заключалось в том, что при численном равенстве сторон, начиная с 3Х3 и менее, борьба должна была продолжаться до полного истребления гладиаторов одной из сторон. Должна была, но чаще всего оставшегося в одиночестве гладиатора миловали высочайшим императорским повелением. Считалось (и возразить здесь нечего), что выжить в столь неблагоприятных условиях мог только исключительно храбрый и умелый гладиатор. Этот вид боя венчал первое отделение программы (меридиани значит посредине), и был одним из самых зрелищных и кровопролитных, но при этом достаточно скоротечным.

Ближе к вечеру, после часового перекура, начинались уже настоящие гладиаторские бои – парные и групповые, в которых участвовали практически все типы, виды и классы гладиаторов. Здесь возможны были самые экзотические комбинации, в том числе с участием слонов, женщин и пары-другой хищников.

Гладиатрицы Рима

Женщины-гладиаторы, сражавшиеся на кровавых аренах, в том числе в римском Колизее, назывались гладиатрицами либо амазонками. Римляне постоянно пытались разнообразить гладиаторские шоу, и амазонки отчасти такое разнообразие обеспечивали. Существование женских гладиаторов задокументировано, в частности, в трудах таких выдающихся римских ученых и историков, как Дио Кассий, Тацит, Петроний, Светоний и Статиус. Материальное свидетельство, подтверждающее существование гладиатриц, можно обнаружить в выставленном в Британском музее мраморном барельефе, на котором изображены две сражающиеся на арене женщины – Ахиллия и Амазонка. Барельеф (обнаруженный в Бодруме, Турция — см. ниже) датируется первым или вторым веком нашей эры, и гладиатрицы на нем оснащены почти так же, как и их коллеги-мужчины (вкл. маники, скутумы и спаты) с незначительными различиями в деталях. На женских головах отсутствуют шлемы, а на телах имеются только набедренные повязки (subligaculum).

барельеф с изображением двух гладиатриц
источник: 3.bp.blogspot

Очень немногие гладиаторы сражались без шлема (вкл. ретиариев), взамен получая хороший обзор, скорость и маневренность. Но поскольку обе женщины хорошо «бронированы», отсутствие шлема, видимо, должно было подчеркнуть пол бойцов. Мужчин-гладиаторов, которые были вооружены и одеты так же, как эти две гладиатрицы, называли секуторами (см. выше).

Гладиатрицами становились не только рабыни, но и – если верить документам той эпохи – богатые римские матроны. Что побуждало состоятельных римлянок записываться в гладиаторы? Историк Римской империи и её сенатор Тацит (56 – 117 гг н. в.) писал в своих «Анналах», что «многие выдающиеся дамы и сенаторы опозорились, появившись на аренах амфитеатров». Этим женщинам деньги были не нужны – в их распоряжении были целые сундуки с золотыми денариями.

готовая к бою гладиатрицв
источник: The_wounded_amazon

Матронам, вероятно, недоставало острых ощущений и славы, пусть даже дурной. Однако для подобного рода занятий во времена свирепого римского патриархата женщине необходимо было получить согласие т. н. «опекуна» – либо своего отца, либо мужа, – которое они, видимо, получали. Амбициозные «опекуны», возможно, хотели таким экзотическим образом привлечь внимание знатных римлян к своей «фамилии». Судя по прическам, изображенные в двух статуэтках гладиатрицы (см. выше и ниже) явно принадлежали к высшему римскому сословию.

Статуя гладиатриксы с мечом фракийским
faithljustice

Дио Кассий задокументировал, что император Домициан устраивал сражения женщин-гладиаторов с карликами, причем чаще всего почему-то по ночам. К концу Римской республики и в начале периода Римской империи вид состоятельных матрон, сражающихся на аренах, стал невыносимым для многих римлян. Появились правительственные указы, которые ограничивали либо вовсе запрещали участие женщин в гладиаторских шоу. В 11 году нашей эры (во время правления Августа) вольным женщинам в возрасте до двадцати лет (а также вольнорожденным мужчинам в возрасте до 25 лет) было запрещено появляться на арене. В 200 году н. э. император Северус окончательно запретил женщинам сражаться в амфитеатрах, поскольку «это провоцировало зрителей» на «определенные действия». Потребовалось, однако, несколько десятков лет, чтобы этот указ был введен в действие по всей Римской империи.

Спартак

Рассказывая о гладиаторах, нельзя обойти вниманием жизнь самого известного в истории  гладиатора. Благо, факты жизни Спартака римскими историками документированы относительно неплохо, и большинство дошедших до нас сведений не вызывают сомнений.

сражение ретиария и секутора
i.makeagif

Надо сказать, что восстание гладиаторов и рабов под предводительством Спартака имеет свою достаточно богатую предысторию в виде двух предыдущих восстаний, которые в историографии называются Первой и Второй Войной Рабов. Первая началась на Сицилии в 135 г. до н. э. и закончилась в 132 до н. э. полным разгромом восставшей армии. Вторая Война Рабов вспыхнула там же в 104 г. до н. э. и продолжалась почти пять лет – с тем же итогом. Оба восстания – как и третье – начались с бунта небольших групп, к которым затем быстро присоединились десятки тысяч рабов.

восставшие рабы
источник: i.imgur

По мнению большинства историков, Спартак родился во Фракии в 109 г. до н. э. Фракия (территория совр. Турции, Сербии, Греции и Болгарии) была тогда северо-восточной провинцией Греции и являлась непримиримым врагом Рима. Историки предполагают, что фракиец (судя по всему, серб по национальности) Спартак был захвачен в плен и служил в вспомогательных боевых частях римской армии. Вспомогательные (лат. auxilia означает «опора») части имели постоянный комбатантный корпус, входивший в состав римской армии. Считается, что в  auxilia военнопленные вступали добровольно. Возможно, полагают историки, Спартак дезертировал либо совершил какое-то преступление, в наказание за что его и продали в рабство. Работорговцы работали во всех римских провинциях, и сильные молодые рабы продавались на аукционах по самым высоким ценам.

невольничий рынок в Риме
источник: upload.wikimedia.org

Согласно Плутарху, Спартак был женат. Он пишет: «Говорят, что, когда его впервые привезли в Рим для продажи, на голове спящего Спартака свернулась змея, и его жена, которая была из того же племени, объявила, что согласно этому знамению, он будет обладать великой и ужасной силой, которая закончится для него большой бедой. Эта женщина жила с ним». Неизвестно, были ли у Спартака дети, но это вполне могло быть – женатые мужчины в те времена редко оставались бездетными.

Спартака а конце концов приобрел ланиста школы в Капуе (в 30 км от Рима) Лентул Батиат. Некоторые историки полагают, что до этого какое-то время Спартак успел потрудиться на соляной шахте в римской провинции Ливия, что тоже не исключено, поскольку заключенных часто отправляли работать на соляные шахты (римским солдатам обычно платили солью, отсюда и латинский термин «salary» – «зарплата»).

занятия в школе гладиаторов
источник: Batiatus_ludus

Режим в школе гладиаторов Батиата был чрезвычайно строг и даже жесток. В какой-то момент Спартак вместе с 80 другими гладиаторами перебили кухонными ножами охранников, завладели складом боевого оружия и скрылись на Везувии. Вскоре образовался штаб восставшей армии во главе с самим Спартаком и его помощниками Криксом, Кастусом, Ганником и Эномаем. К отряду гладиаторов быстро присоединилось огромное количество окрестных рабов, и уже через несколько недель Спартак стоял во главе грозной армии.

На усмирение восставших Сенат посылает трехтысячную армию во главе с самоуверенным и чванливым претором Клодием Глабером. Глабер решает взять рабов на измор и разбивает лагерь у подножья Везувия, но не укрепляет его должным образом, как того требовал устав римской армии. В результате неожиданной ночной атаки армия Глабера была повстанцами разгромлена, а ее остатки рассеяны по близлежащим полям.

сражение рабов и легионеров
источник: noelshack.com

После победы над Глабером армия гладиаторов быстро увеличилась до 30 000 бойцов – по тем временам огромная сила. После унизительного поражения Глабера на разгром армии рабов Рим отправляет новые капулы и центурии во главе с двумя консулами ​— Геллиусом Публиколой и Гнеем Клодианом.

Спартак, узнав об этом шаге Рима, делит свою армию на две части, одна из которых – под командованием Крикса – движется навстеречу легионам Публиколы, а вторая – которой командовал Спартак – пытается противостоять армии Клодиана. Группировки Крикса и Публиколы сходятся в битве при Пиченуме. В ходе сражения Крикс был убит, однако его армия продолжает оказывать римлянам отчаянное сопротивление. В этот момент Спартак громит войска Лентула, после чего, отменив даже короткую передышку, на всех парах мчится на помощь армии павшего в бою Крикса. Зайдя с марша в тыл римлян, разведка которых прозевала маневр, Спартак быстро сминает слабое охранение (еще одно нарушение полевого устава римской армии) и наносит сокрушительный удар, в результате которого армия Публиколы прекращает своё существование. Захвачены горы первоклассного оружия, табуны боевых коней, огромные провиантно-продовольственные обозы и около 300 пленных, которых бывшие гладиаторы заставляют убивать друг друга в гладиаторских схватках. Нерадивых, уподобляясь римлянам, рабы взбадривают раскалёнными прутьями. В Рим отпускают конных гонцов из числа плененных декурионов и драконариев (младшие офицерские чины в римской армии).

Рим кипит от гнева и отказывается верить в происшедшее… Придя в чувство, сенаторы собирают новую армию под командованием храброго губернатора Цизальпинской Галлии Гая Кассия Лонгина.

римский легион на марше
источник: images.alphacoders

После полуторамесячных маневров обе армии, наконец, сходятся при Мутине. В результате неслыханной по жестокости битвы спартаковцы и на этот раз одерживает блестящую победу. Войска Лонгина не выдерживают могучего напора неприятельской кавалерии (в составе которой сражался сам Спартак) и бегут с поля боя. Повстанцы торжествуют, однако Спартак мрачен. Он понимает, что рано или поздно Рим соберет армию, которая восставшим рабам окажется не по зубам, и принимает решение покинуть Италию. Не ожидая его приказа, сразу после разгрома когорт и манипул Лонгина Италию уже самовольно покинули 5 000 бойцов армии Спартака. Галлы и германцы отказываются уходить из Италии – они желают дальше грабить и громить ненавистных римлян. Спартак, демонстрируя преданность своим товарищам, остается во главе армии и решает разделить судьбу со своими братьями по оружию, хотя, конечно, понимает, что жить им остаётся недолго.

Спартак становится реальной угрозой Риму – не только политической, но и экономической (большая часть римской экономики держалась на рабах и на работорговле). В республике на тот момент насчитывалось около полутора миллиона рабов, что составляло около 25% от общей численности населения. Первая и Вторая Войны Рабов не особенно волновали жителей Рима – Сицилия была слишком далеко. Третья же война была другой – восстание угрожало самому сердцу Рима. По оценкам, в период восстания Спартака в Риме проживало около 1 млн. человек, из которых 400 000 были рабами. Все они являлись классической потенциальной «пятой колонной», которая в самый неподходящий для Рима момент могла активизироваться и ударить по Риму изнутри. Имя Спартака вселяло в сердца римлян неподдельный ужас.

римские сенаторы
источник: historiand.files

Главнокомандующим собранной Сенатом новой армии численностью до шести легионов (в дополнение к остаткам консульских армий, которые уже побывали на поле боя) назначают Марка Лициния Красса. В состав легиона в то время входило около 6 000 военнослужащих, включая поваров, конюхов, музыкантов и прочий обслуживающий персонал. Спартаку удается удержать армию рабов от распада, и он двигает её в южную Италию. Там он надеется нанять пиратские корабли и на них переправиться на Сицилию, где планирует поднять очередное восстания против римлян.

На пути к югу очистившаяся от маловеров и попутчиков и отлично отмобилизованная армия Спартака дважды громит пытавшиеся задержать её продвижение легионы Красса. Римские солдаты и офицеры ошеломлены и дезорганизованы. Марк Красс не находит себе места от негодования – причиной поражений он считает трусость, которую в схватках с презренными рабами проявляют хвалёные римские легионеры, особенно младшие офицеры. Введение такого метода наказания за трусость, как децимация приводит к тому, что теперь римские солдаты больше боятся Красса, чем гладиаторов Спартака.

процедура децимации
источник: i.pinimg

Классическая процедура децимации (как высшей меры дисциплинарных наказаний в римской армии) выглядела следующим образом. По фронту выстраивались армейские подразделения, после чего из их рядов на плац выводился каждый десятый по счету, где ему тут же мечом отсекали голову. Само слово «децимация» происходит от латинского decimus — (каждый) десятый. Красс, правда, поступил хитрее, но цели своей добился. Жребием был определен один из шести легионов (не повезло Пятому), над которым и была проведена процедура децимации. Казнен был, таким образом, не каждый десятый легионер армии Красса, а всего лишь каждый шестидесятый – в шесть раз меньше.Черный жребий пал в том числе и на  легионеров, проявивших в бою с повстанцами отвагу и героизм. Многие не затронутые децимацией солдаты умоляли Красса пощадить героев, предлагая взамен себя в качестве расходного материала. Однако Красс позволил восторжествовать неумолимому римскому принципу «Dura lex, sed lex» – закон суров, но это закон.  Эффект превысил все ожидания: в последующих сражениях легионеры проявляли невероятную стойкость и храбрость.

Летом 71 г. до н. э. Красс пытается запереть Спартака и его армию в Калабрии, построив для этого поперек перешейка ров и стену длиной почти шестьдесят километров и шириной в пять метров. Однако в результате хорошо продуманной войсковой операции спартаковцам в одном месте удается прорвать оборонительный редут и вырваться из западни. Армия рабов выходит на оперативный простор — к богатому на ресурсы Брундизию. В постоянных маневрах (Спартак избегал решающего сражения, понимая, что силы слишком неравны) армия проводит целый год. За это время численный состав армии увеличился почти вдвое, и втрое увеличилось количество примкнувших к армии некомбатантных рабов — стариков, женщин и детей (хозвзвод армии). Численность армии Спартака достигает своего пика в 120 000 человек (включая, правда, хозяйственные и тыловые подразделения).

армия рабов
источник: spartacus

К концу 72 г. до н. э. Спартак, все так же филигранно маневрируя и избегая генерального сражения, расположился лагерем у Регии близ Мессинского пролива – напротив Сицилии. Восставшие ждали скорого подхода кораблей пиратов, которые за хорошее вознаграждение согласились переправить армию рабов на этот благословенный остров. Однако киликийские пираты оказываются подкуплены Римом. Им было обещано не только вознаграждение, но и смягчение наказаний находившимся в тот момент в плену у римлян пиратам за совершенные ими грабежи римских провинций. План по транспортировке армии рабов на Сицилию проваливается, но ничего не знающие о сговоре командиры во главе со Спартаком продолжают ждать у моря погоды. Вскоре измена вскрывается, и повстанцам не остается ничего другого, как продолжать бороться до конца — желавших попасть в римский плен не было. Тем более, что все пути отхода в глубину Апеннин оказались заблокированы созданными Крассом мощными армейскими заслонами.

Проведя тщательную разведку, Красс построил свои легионы в боевой порядок и не спеша двинул их к Мессинскому заливу. Отступать Спартаку было некуда, и у Лукании две силы сошлись в ожесточенном сражении, известном, как битва на реке Силарус.

сражение между римлянами и гладиаторами
источник: i.gifer

В документе авторства Аппиана Александрийского указывается, что «сражение был долгим и ожесточенным, поскольку у десятков тысяч рабов никакой надежды на спасение не было. Спартак был ранен копьем в бедро, опустился на одно колено, и продолжал сражаться, пока не был убит». Тело его, несмотря на все усилия поисковых команд (в которые включались знавшие Спартака в лицо рабы), так и не было найдено.

смерть Спартака
источник: Spartacus

Смерть Спартака ознаменовала конец Третьей Войны Рабов. Красс приказал распять вдоль Аппиевой дороги (от Брундизия до Рима) 6 000 захваченных в плен повстанцев. В назидание и для устрашения распятых рабов не сняли, а оставили гнить на крестах.

распятые рабы
источник: blogs.transparent

5 000 бойцам армии Спартака удалось избежали плена, и они устремились на север, где их со своей 22-х тысячной армией в составе 4-х легионов уже ждал вернувшийся из Испании Помпей. Армию повстанцев разгромил Красс, однако Помпей писал Сенату: «В открытом бою беглых рабов победил Красс, я же уничтожил самый корень войны». Помпей (он слева) требует знак высшей чести в Риме – триумф. И получает его. Крассу же (он справа) от Сената достаются всего лишь овации.

Коллаж - Марк Красс и Гней Помей, бюсты
контент PlayOne

Какова дальнейшая судьба триумфаторов? Увы, оливковое масло римская Аннушка пролила еще у реки Силарус… Марку Крассу  голову отрежут парфяне, и затем, издеваясь над алчностью римлянина, долго будут вливать в ненавистную глотку расплавленное золото. Помпею же голову от туловища аккуратно отделят египтяне, после чего преподнесут её Юлию Цезарю. Которого вскоре тоже убьют. Затем убьют его убийцу – Брута. Потом убьют убийцу Брута. Слишком часто великие сыны великого Рима кончали, как какие-нибудь нашкодившие мирмиллоны…

Заключение

На протяжении шести с половиной столетий гладиаторские сражения были любимым лакомством сначала граждан Римской республики, а затем Римской империи. В 399 году н. э. в Колизее состоялась очередная гладиаторская резня, посвященная победе римлян над готами (на арене сражались в основном военнопленные-ноксии). Шоу было неожиданно прервано египетским монахом Телемахом, который пробрался к императорской ложе с мольбами прекратить кровавую вакханалию. Египтянин тут же был изрублен на куски преторианцами императора Гонория, однако мужественная акция монаха явилась катализатором, который вскоре положил конец бесчеловечным развлечениям. Последнее сражение гладиаторов состоялось в римском Колизее 1 января 404 года н. э. Шло пятое столетие от Рождества Христова. Европа постепенно погружается в Темные Века, власть у слабеющего Рима перехватывает христианство… Но это уже совсем другая история.

Гладиаторы Рима: правда и ничего кроме правды обновлено: 14 апреля, 2020 автором: Александр Петров
Реклама
Не пропустите самое важное в "Google Новостях" от E-W-E.ONE