Как вести себя в новой социальной ситуации? Как бороться с нарастающим беспокойством, сильным стрессом, постоянными переменами? На такие вопросы сложно ответить однозначно, потому что даже взрослые борются с последствиями изоляции, возникшей во время пандемии – и как детям справляться с этой ситуацией, социальная среда которой постоянно меняется?

Пандемия – последствия изоляции детей

девочка в маске у окна
фото: Twitter

Правильное социальное развитие детей тесно связано с эмоциональным развитием, которое развивается с раннего возраста. Хотя именно фундаментальная близость родителей (опекунов) гарантирует биологическую потребность ребенка в безопасности – непосредственное окружение также важно.

Социальные отношения играют важную роль в жизни молодого человека – они являются источником поддержки, понимания и благополучия. Указывается, что ограничение контактов и эпидемиологическая изоляция негативно сказываются на психофизическом благополучии детей и подростков – они могут способствовать развитию заболеваний.

Участие в общественной жизни и контакты со сверстниками способствуют здоровому развитию, защищают, в частности, от:
– эмоционального стресса,
– нарушения когнитивных функций,
– лишней массы тела (регулярные физические нагрузки, не переедание).

Что приносит пандемия? – результаты исследований

парень сидит в углу комнаты
фото: Twitter

Текущая эпидемиологическая ситуация в России и в мире связана с повышенным риском нарушений адаптации и других эмоциональных расстройств, в том числе:
– ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство),
– депрессивные расстройства,
– тревожные расстройства.

Эмпирические данные, собранные методом опроса в период с марта по апрель 2021 года специалистами факультета психологии Московского университета, показывают, что:
– многие люди испытывают усиление симптомов психопатологии во время пандемии COVID-19,
– у респондентов наиболее часто указываемым фактором стресса является текущая эпидемия коронавируса, и 75% людей описывают ее как стрессовое событие,
– 66,3% респондентов заявили, что работают удаленно, поэтому указывают, что слишком много или слишком мало рабочего времени является источником нервозности,
– 70% респондентов указали, что нехватка времени, связанная со своевременным выполнением профессиональных обязанностей, является причиной стресса.

В Соединенных Штатах был опубликован отчет, в котором показано, что напряжение и тревога, связанные с чувством потери контроля, у шестилетних детей увеличились на целых 30%. Социальные изменения и пандемическая реальность «ударили» особенно по хрупкой психике детей и подростков.

Обязанность носить маску, социальная дистанция, теле- и радиосообщения, социальные кампании и большой объем информации с интернет-порталов влияют на психическое состояние, благополучие и развитие молодого поколения.

Дети наблюдают за своими родителями, переживают за них, сталкиваются с их дилеммами. Есть сомнения и вопросы, которые ребенок боится задавать. Нестабильная «стабильность» в семейном доме, потеря работы или даже временная нехватка денег могут вызывать множество опасений. Экономическое положение родителей также влияет на благополучие ребенка.

Влияние COVID-19 и изоляции на психическое здоровье детей и подростков

девушка не спит ночью
фото: Twitter

Можно ли было спрогнозировать и правильно подготовиться к состоянию эпидемии – особенно в глобальном масштабе? Ссылаясь на прошлый опыт человечества – да, потому что мир много раз боролся с возникновением внезапных и многочисленных случаев инфекционных заболеваний. Однако 21 век убаюкивает чувство опасности, и между работой и домашними обязанностями нет места для удивления или ожидания негативных последствий потенциальной пандемии.

COVID-19 повлиял на жизнь многих людей – особенно детей и подростков. Стратегия изоляции, социальная дистанция и обязанность носить маску – это не только меры защиты от риска заражения, но и факторы, способствующие развитию психических расстройств. Хронический стресс, тревога и чувство беспомощности пагубно сказываются на социальном развитии самых маленьких жителей планеты.

Дети, составляющие 28% населения мира (более 2,2 миллиарда), нуждаются в стабильности и безопасности на каждом этапе своего развития. В настоящее время им приходится приспосабливаться к изменениям, ограничениям, новым рекомендациям – и все это изолированно от реальности, о которой они знали до пандемии.

Чувство длительного стресса и негативных эмоций может привести к:
– чувству печали, страха, гнева,
– смены интересов, недостатку энергии и желаний,
– трудности с концентрацией и принятием решений,
– бессоннице,
– снижению аппетита или его отсутствие,
– ухудшение общего психического здоровья,
– появление симптомов физической боли: головная боль, боли в других частях тела, проблемы с желудком.

Последствия изоляции во время пандемии

Стресс

парень лежит лицом на ноутбуке
фото: belvev.by

Борьба с эпидемией была связана с сокращением социальных контактов. Блокировка вынудила закрыть школы и учебные заведения – с этого момента для большинства студентов занятия проводились онлайн. Дистанционное обучение стало обязательной защитой от угрозы COVID-19.

Однако необходимость защиты сообществ от коронавируса показывает усиление долгосрочных неблагоприятных последствий для здоровья детей и подростков, вызванных стрессом, тревогой, тревогой и чувством беспомощности во время эпидемиологического кризиса.

Есть много факторов, которые влияют на аспекты психического здоровья во времена социальной изоляции, в том числе:
– возраст развития ребенка,
– образовательный статус,
– особые потребности,
– душевное здоровье,
– экономическое предпочтение,
– родительский / дочерний карантин.

Переживание сильного стресса, ситуация, выходящая за рамки обычных переживаний — все это может быть причиной развития посттравматического стрессового расстройства. Смерть любимого человека, постоянное нанесение увечий, серьезная автомобильная авария или диагноз серьезного заболевания – это события, которые мы не можем контролировать. Большинство людей испытывают сильный стресс, но со временем он не проходит.

Посттравматическое стрессовое расстройство также может развиться в результате длительного, менее драматического события с аналогичным эффектом, включая, помимо прочего:
– физические симптомы: головные боли и боли в других частях тела, чувство паники и страха, диарея, депрессия,
– вспоминание, воссоздание событий,
– постоянная нервозность, напряжение, недосыпание, чрезмерная бдительность.
Разговор с детьми о пережитых эмоциях, сомнениях и страхах позволяет избавиться от избытка сложных эмоций. Также помогает физическая активность или выполнение определенных действий – таких как прыжки, бег, танцы и другое.

Стоит отметить, что есть многие вещи, на которые мы не можем повлиять – например, погода, приказы сидеть дома, самочувствие. Но, несмотря на многие ограничения, есть также вещи, на которые мы можем влиять – например, выбор игр, время вставать, умываться и одеваться, составлять план работы и занятий на каждый день, определять, чем я помогу дома сегодня, книги для чтения.

На благополучие детей и родителей в кризисной ситуации влияет помощь другим. Если у нас нет ресурсов и возможностей изменить сложное дело – давайте устраним его деструктивное влияние на нашу психику с помощью так называемой «благотворительности».

Прогулка с соседской собакой, телефонный звонок с друзьями, шоппинг для бабушек и дедушек – все это позволяет вывести кризис из штопора (на который мы в любом случае не можем повлиять) и превратить его в то, на чем стоит сосредоточиться (услуга, разговор).

Здравомыслие

девушка закрыла лицо рукой
фото: Twitter

В вышеупомянутом исследовании «Психическое здоровье во время пандемии COVID-19»:
– 51% респондентов сообщили о симптомах, указывающих на нарушение функционирования и выполнения повседневных обязанностей,
– 38% респондентов заявляют, что испытывают симптомы депрессии,
– 62% участников исследования сообщают об усилении симптомов генерализованного тревожного расстройства,
– 37% проявляют симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР),
– 71% респондентов чрезмерно волнуются, думают, имеют проблемы с концентрацией и сном, а у 13% из них есть подозрения на адаптационные нарушения.

То, как человек справляется с нарастающим кризисом и дисфункцией, зависит от психической устойчивости, силы личности и уверенности в себе, а также от обстоятельств и типа проблемы. Пандемия, блокировка и изоляция оказывают значительно большее влияние на эмоциональное и социальное развитие детей, чем у взрослых.

Во время продолжающейся пандемии было обнаружено, что у детей младшего возраста (3-6 лет) чаще, чем у детей старшего возраста (6-18 лет), проявлялись симптомы привязанности (родители) и боязнь заражения членов семьи.

Анкетное исследование «Влияние COVID-19 и изоляции на психическое здоровье детей и подростков: повествовательный обзор с рекомендациями» с родителями во время пандемии показало, что:
– в период изоляции, связанный с эпидемией, дети младшего возраста чувствуют себя незащищенными и напуганными,
– у детей наблюдаются нарушения сна, кошмары, снижение аппетита, возбуждение и невнимательность,
– дети старшего возраста настойчиво спрашивают о причине изоляции и карантина, хотят больше узнать о болезни COVID-19.

Снижение уровня эмоций у детей наблюдалось в результате нарушенного распорядка (повседневная школьная деятельность), скуки, невозможности участвовать во встречах с друзьями и использования внеклассных занятий. Детям может быть трудно общаться со своими учителями и сверстниками после открытия школы, а длительная изоляция способствует общей оценке психического недомогания.

Одиночество

девушка стоит спиной у окна
фото: Pinterest

Детям обязательно нужен контакт со сверстниками – у подростков узы дружбы развивают ключевые социальные компетенции. Изоляция эффективно мешала людям проводить время вместе – веселиться и разговаривать. А удаленный контакт никогда не заменит личную встречу. Также родители не могут заменить друга или коллегу, даже если они очень стараются.

Однако стоит убедиться, что дети могут общаться с друзьями – какими бы они ни были. Возможность встречаться в эпидемиологически безопасных местах или вместе играть в сети, например, в настольные игры или каламбуры, снижает дискомфорт и улучшает настроение.

Также стоит отметить, что угроза, возникающая в результате длительной изоляции и одиночества, заключается в ослаблении взаимной доброты и интеграции в детях. Социальный диссонанс – это чувство отчуждения, это растущее отвращение между отдельными людьми и группами. Барьер межличностных отношений во время пандемии отрицательно сказывается на психическом здоровье детей и подростков.

Дезинформация

Родители ведут ребенка к взрослой жизни, показывают и объясняют, как устроен мир. Они описывают вещи, передают ценности, учат повседневной жизни и многочисленным вызовам реальности. Необычные ситуации следует объяснять детям как часть процесса изменения, присущего природе.

Однако даже у взрослых есть проблемы с «фильтрацией» информации о COVID-19, которую они слышат. Многочисленные теории заговора, фейковые новости и распространение дезинформации не способствуют объективному выражению мнения. Доказательства, научные и доказанные факты пытаются прорваться сквозь поток ненадежных источников информации, доминирующих в социальных сетях.

Дети слышат и запоминают последние сообщения – о болезни, о смертности, о новых ограничениях. Они следят за новостями, наблюдают за поведением родителей, участвуют в беседах со сверстниками, которые также обмениваются подслушанными сообщениями и мнениями.

Информационный хаос приносит психологический дискомфорт. Молодые люди сильнее, чем взрослые, чувствуют напряжение, которое определяется как когнитивный диссонанс. В основе теории когнитивного диссонанса лежит противоречие в позициях одного и того же явления, которое человек пытается сопоставить.

Чем больше противоречивой информации мы получаем, тем больше дискомфорта мы чувствуем. Мы пытаемся рационализировать неприятный опыт, а когда он не помогает – появляются беспомощность, стресс и беспокойство.

Вы должны рассказать детям о сложной и кризисной ситуации, в которой находится мир во время эпидемии коронавируса. Давайте подготовимся и создадим правильные условия для разговора с ребенком. Главная цель разговора – эмоциональная поддержка и демонстрация того, что потребности и переживания ребенка, связанные с изоляцией, важны для нас.

Избыточный вес и ожирение

врач измеряет лентой талию мальчика
фото: hero.es

Избыточная масса тела – проблема не только ребенка. Избыточный вес и ожирение как эпидемия 21 века – глобальная социальная и экономическая проблема, ведущая к заболеваниям, связанным с питанием, и дегенерации опорно-двигательного аппарата. Даже до карантина каждый пятый ребенок в мире имел избыточную массу тела.

Период изоляции и ужесточения способствовал снижению физической активности с более частыми диетическими ошибками или тяжелыми, плохими привычками в еде, которые развились еще до периода пандемии. Поэтому ограничение или полное отсутствие физических упражнений, малоподвижный образ жизни и погрешности в питании – готовый рецепт для ожирения и, безусловно, для лишнего веса.

Зависимость от экрана (компьютер, онлайн-игры, телефон, приложения)

57% детей в возрасте 7–12 лет увеличили время использования Интернета во время пандемии, и это была деятельность, связанная не с дистанционным обучением, а для развлечения и удовольствия.

Компульсивное использование компьютерных игр, бесконтрольная жизнь в социальных сетях, постоянный серфинг в Интернете или поглощение приложений на телефоне – все это втягивает детей и подростков в зависимость. Зависимость от экрана – настоящий вызов для родителей и педагогов. Стоит позаботиться о здоровой профилактике и ознакомить ребенка с опасностями «наркотического» использования экрана компьютера или смартфона.

Одиночество, тревога, неуверенность и вызванное кризисом дистанционное обучение способствуют чрезмерному использованию новых технологий. Пагубное влияние порождает зависимость, требующую профессиональной помощи психолога и терапевта. Давайте защитим наших детей от зависимости, давайте развивать новые интересы и навыки, в том числе искусство организации нашего свободного времени.

Детям следует ограничить использование новых технологий до необходимого минимума, особенно в нынешней чрезвычайной эпидемиологической ситуации. Свободное время: прогулки, упражнения, игры на свежем воздухе, езда на велосипеде, детская площадка, бег, прыжки, фотографирование, обучение игре на музыкальном инструменте, наблюдение за птицами, прослушивание музыки, танцы и многое другое.

Положительные аспекты

Во времена сильнейшего стресса и отсутствия безопасности безопасное семейное окружение является так называемым защитным фактором. Исследования последствий пандемии и ее воздействия на детей и подростков продолжаются.

Хотя пандемия удивила мир и привела к множеству негативных последствий – для здоровья, организационных и экономических – она дает детям более независимое образование и учит их мыслить творчески и критически.

XXI век характеризуется переменчивостью, развитием, техническим прогрессом, поэтому отрадно, что нынешнее поколение легко адаптируется к процессу изменений. Давайте выделять время, проведенное вместе с ребенком, на познание жизни и развитие интересов -укрепим семейные отношения.

Последствия пандемии: как она на нас повлияла? обновлено: 30 мая, 2022 автором: Анна Шугарей
Реклама
Не пропустите самое важное в "Google Новостях" от E-W-E.ONE